/ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Развитие интеллекта

Когда мы начинаем мечтать о своем ребенке, представлять, каким он должен быть, то прежде всего, видим его умным и красивым.

И если посредственная внешность ребенка не особенно нас волнует, то в умственных его способностях мы бы хотели быть уверены на все 100%.

развитие интеллекта

Задержка умственного развития ребенка – самое большое и обидное огорчение для родителей. Очень часто из-за этого распадаются семьи.

У матери даже такой ребенок будет вызывать еще более острое чувство любви, а у отцов чувства противоречивые, вплоть до неприятия – ну, не может быть мой сын дураком.

А каково это – быть или слыть дураком? Все твои действия вызывают насмешки, тебя не боятся обидеть, ты всех раздражаешь.

Дети в начальных классах очень тонко чувствуют, кого любит и уважает учительница, и пренебрегают тем, кем она недовольна.

Ребенок замыкается в себе, предпочитает отмалчиваться, чтобы не сказать что-то невпопад и не вызвать обидный смех одноклассников. Молчит, когда не знает, молчит, когда знает. Поэтому кажется глупее, чем на самом деле.

Когда ребенок становится постарше, то все эти непрерывные упреки, наказания, плохая успеваемость так достают его, что он начинает протестовать – плохим поведением, враждебным отношением к школе, к обидчикам. Они ищут компанию себе подобных, но и там их используют и подставляют, и рано или поздно такие дети попадают в беду.

Именно задержка умственного развития чаще всего приводит к трудному поведению и к неврозам. И очень важно вовремя определить такую временную задержку умственного развития.

Наблюдение за развитием интеллекта у ребенка

Большая роль в этом принадлежит родителям. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе надо следить за его настроением, за развитием отношений с детьми, чтобы вовремя отреагировать и уберечь психику ребенка от травмирования.

Да, вы работаете, на вас дом и множество других обязанностей, но что может быть важнее ребенка. Ведь речь не идет об умственной отсталости – речь о задержке развития, и задача родителей в том, чтобы этот сдвиг во времени не успел сделать из нормального ребенка с особенностями развития действительно умственно отсталого или безнадежного невротика.

Очень часто наблюдается позднее развитие интеллекта, но при этом его высокий уровень впоследствии.

Очень многое зависит от отношения к ребенку его первой учительницы, поэтому имеет смысл маме с ней подружиться. И речь не идет о грубом задаривании и задобривании, просто расположить к себе человека всегда полезно, а особенно, если у вас проблемный ребенок.

Только любящие, наблюдательные родители и искренне заинтересованные воспитатели и учителя могут оценить уровень умственного развития ребенка, а разово проведенная оценка умственного развития медицинским психологом не может дать реальной картины, потому что слишком много факторов будут влиять на оценку.

Ведь для ребенка визит к доктору уже стрессовая ситуация, которая, конечно же, повлияет на выполнение заданий. Он ведь не ощущает всей важности момента, а в результате появится ложная оценка его умственного развития.

Известен такой случай. К известному невропатологу пришел однажды молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием технического вуза, известного своим высоким уровнем требований.

На вопрос доктора парень ответил: «20 лет назад вы посоветовали моей маме сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей.

Она не пошла на это, а упорно стала заниматься со мной. Сегодня я принес ей этот диплом, а она попросила показать его вам».

Известно много случаев, когда в школе оценивали как посредственности людей, ставших потом знаменитыми.

Чехов никогда не получал за сочинения выше тройки, Белинский, Гоголь, Герцен считались неспособными. Д.Байрон, Ньютон, В.Скотт – также.

 

Умственное развитие ребенка по годам

  • Развитие до года

К четырем месяцам жизни ребенок уже узнает маму – радуется ей, улыбается. Проявляется его эмоциональность, за ней стоит понаблюдать, потому что эмоциональность напрямую связана с умом.

Чем эмоциональнее пережить что-то в жизни, тем глубже оно войдет в память, как жизненный опыт.

В пять месяцев уже можно наблюдать сосредоточенность ребенка – он сам выбирает предмет своего внимания и это подтверждает его умственную полноценность. Но вот ему и этого мало.

Он берет в руки предмет, ощупывает его ручками, кусает, рассматривает. Это важная веха в умственном развитии.

Если ребенок берет в руки предмет и заинтересованно его изучает – это нормально, если же он схватывает предмет и тут же его отбрасывает, чтобы взять другой и отбросить, не заинтересовавшись им – это уже свидетельствует о поверхностности и отвлекаемости, а значит, и задержке умственного развития.

Малыш растет и все больше понимает требования взрослых. С ним разговаривают, объясняют ему свои действия – это умственное воспитание.

Когда ребенок начинает сидеть, у него освобождаются ручки, которые надо занять делом. Он берет игрушку и сосредоточенно стучит ею, не способный к сосредоточенности уже отстает в умственном развитии.

В 9 месяцев ребенок уже отзывается на свое имя. В его глазах – постоянный интерес ко всему окружающему.

Вялый, пассивный взгляд говорит о задержке в развитии.

  • Развитие от года до двух лет

К году жизни ребенок уже знает десятка полтора слов, подолгу играет с одним предметом, понимает, что означает слово «нельзя».

Примерно в это время он начинает ходить.  Не потому, что окреп для этого, а потому что появилась потребность ходить, дозрел ум, развернулась генетическая программа.

Главное в ней – сосредоточенность, последовательность, когда каждый новый шаг готовит и предваряет последующий.

Необходимо все развивать комплексно, ведь хотя голова управляет руками и ногами, но и развитие рук и ног влияют на развитие головы.

  • Развитие от двух до трех лет

Второй год жизни – психоречевой. Малыш осваивает речь, задает вопросы.

К полутора – двум годам появляется фразовая речь. Это уже показатель нормального умственного развития.

В этом возрасте ребенок способен заниматься одним делом до 20 минут.

И чем больше вопросов способен задавать ребенок, тем выше уровень его умственного развития.

  • Развитие от трех до четырех лет

К трем годам ребенок уже использует 1500 слов.

Как утверждает всемирно признанный психолог Л.С. Выготский, если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. А значит, чтобы расширить его кругозор, надо вовлекать его в эмоциональное общение с родителями, старшими детьми.

Особенно развивает ребенка игра, окрашенная эмоциями а наиболее эмоциональны игры со сверстниками или вообще с детьми, ведь, как уже было сказано, эмоциональность напрямую связана с умом.

Задержка умственного развития нередко провоцирует и задержку речи.

Очень часто дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позже, как будто потому, что им нечего сказать. Но плохо, если ребенок хочет, но не может выразить мысль.

Надо стараться его успокоить и не заострять внимание на его неудаче.

Заподозрив задержку речи, надо обследовать ушки ребенка и установить, нет ли проблем со слухом, и если все в порядке, начать работать с речью.

Это и постановка речи, и умственное развитие, и работа с психикой.

На третьем году жизни вначале ребенок задает вопросы: откуда? где? когда? - как бы развиваясь по горизонтали.

Во второй половине третьего года возникает вопрос: почему?, продвигаясь в глубину понятия.

Чудо третьего года жизни в том, что ребенок осваивает родной язык и просто нуждается в постоянном речевом общении со взрослыми. С ним надо говорить умно, серьезно.

Трехлетний ребенок уже может по какому-то одному признаку определить, что за предмет перед ним.

Трехгодовалый ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом до 30 минут.

Если у трехлетнего ребенка нормальное умственное развитие, он чувствует насмешку, обиду, радуется, скучает, завидует, жадничает, сочувствует.

При задержке умственного развития ребенок испытывает примитивные эмоции – удовольствие-неудовольствие и грубо выражает их. Тонкая эмоциональность сопутствует тонкому уму.

Решающим фактором в воспитании эмоциональности ребенка является богатая эмоциональность матери. Чем одарила мать, тем и владеет ребенок. Ум без эмоциональности – ум холодный, ущербный.

Ребенок радуется, когда другим грустно, и печалится, когда другим весело.

Вторая сторона воспитания эмоциональности – культура самовыражения. Воспитанный ребенок рано улавливает уместную степень проявления эмоций, он не подавляет их, но и не истерит.

Он сердится, обижается, но не агрессивно. Радостный, он обнимает маму, недовольный – молча насупливается, а не вопит истошно.

Он с раннего детства наблюдает, как выражают эмоции в его семье, и если это интеллигентные отношения, то и ребенок усвоит правила поведения культурных людей.

Упустили для воспитания третий год – упустили многое.

  • Развитие от четырех до пяти

На четвертом году ребенок продолжает развивать то, чего достиг на 3 году.

Он уже способен толково пересказать увиденное, обобщить, классифицировать. А еще он может задать до 400 вопросов в день.

По характеру вопросов судят об уме ребенка, о направленности мышления.

Иногда дети задают вопрос, и не дождавшись ответа, тут же задают следующий. Это уже расположенность к пустозвонству, пустой болтовне, хотя иногда родители это принимают за разносторонность, увлеченность.

Умный ребенок задает вопрос и взрослый озадачен. Авиценна сказал о себе в детстве: «Я был лучшим из задающих вопросы».

Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут, много играет с игрушками.

  • Развитие от пяти до семи

Пятилетнего волнует, что такое справедливость, правда, предательство.

Он хорошо знает правила игры, соревнуется, спорит, командует, подчиняется.

Он рисует человека с головой, ногами, руками и другими деталями.

К концу шестого года ребенок использует 4000 слов. Он выражает оттенки мысли, понимает смысл речи взрослого во всех нюансах.

Он решает простые задачи и примеры, обобщает, выделяет. Выучивает стихи, уверенно ориентируется на улице.

В этом возрасте уже ясно – ребенок умственно развит или однозначно задержан в развитии.  Фундамент интеллекта или заложен, или только закладывается.

Дата статьи:
2016-11-02
Следите за новыми статьями на нашей странице в Фейсбук
Новые публикации

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

    ©2010-2017 Использование материалов в сети Интернет возможно только с указанием гиперссылки на портал, открытой для индексации


    selivanna@bigmir.net

    ^