Как правильно воспитать ребенка? Ведь большинство родителей не видят различия между умом и знаниями, принимают умение читать, считать, хорошую память за ум, тогда как ум - это умение размышлять, думать, сопоставлять.
Механическая память может быть хорошо выражена и у умственно отсталых, а вот способность наблюдать, рассуждать, делать выводы и определяет уровень умственного развития.
К.Гельвеций предостерегал: «Не следует начинять головку ребенка фактами, без того, чтобы учить рассуждать о них. Иначе ребенок приобретает большие таланты к болтовне и полное отсутствие здравого смысла в зрелом возрасте. Знания мертвы без умения их использовать».
М.Монтень, французский мыслитель, также считал: «Знать наизусть вовсе не означает знать». И поговорка о том же: «Не нужен ученый, а нужен смышленый».
Воспитывая ребенка, его учат размышлять, а не безумно заучивать и повторять.
Очень важно в воспитании ребенка с первых месяцев жизни ребенка поощрять и всячески способствовать детской внимательности и сосредоточенности. Поэтому не стоит обвешивать кроватку малыша яркими игрушками.
Много ярких пятен будут рассеивать его внимание. Правильнее будет, чтобы каждый раз в поле его зрения оказывался один яркий предмет - пусть он привыкает разглядывать его, а впоследствии, когда ребенок подрастет и способен будет удерживать в ручках игрушки, лучше приучать его подолгу играть с одной из них.
Очень важно при воспитании ребенка воспитать основы любознательности и сосредоточенности, наблюдательности.
Умный ребенок способен удивляться, и надо эту способность беречь и развивать, так, чтобы почаще от удивления у ребенка перехватывало дыхание.
Но, естественно, это не самоцель - удивлять. После того, как удивили, дайте потрогать, рассмотреть, изучить предмет. Удивлять тоже надо в пределах разумного, иначе можно прийти к тому, что ничем невозможно будет удивить - так наудивляли.
На первом месте в воспитании ребенка стоит развитие интереса, внимания.
К пяти с половиной годам у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание - основа обучаемости, трудолюбия, усидчивости, когда ребенок должен спокойно воспринимать то, что надо делать, даже если не хочется и не интересно.
Очень важно воспитать внимание к делу, игре, занятию. Взрослые не должны отвлекаться во время занятий с детьми, чтобы дети не закрепили в сознании невнимательное отношение к делу, которым занимаются.
Внимательный ребенок организован, обязателен, способен к самоконтролю, поэтому внимание формируют и закрепляют как привычку, терпеливо взращивают, как драгоценное растение, а рассеянность и отвлекаемость пресекают и искореняют, как худшую из привычек.
Окружающий мир предоставляет ребенку бесконечные возможности для развития наблюдательности. И прежде всего, это природа - цветы, деревья, листья, птички, жучки, букашки, собачки, небо, облака, дождь, снег.
При этом родители постоянно побуждают малыша наблюдать, анализировать. Что окружает ребенка, то его и интересует. Ребенок обычно рано проявляет интерес к чему-либо. Если это положительная наклонность, то ее необходимо развивать.
Основной же путь познания - это ответы на вопросы ребенка. Отвечая на вопросы, вы размышляете вместе с ребенком.
Великие мудрецы древности, беседуя с учениками, таким образом развивали их ум. Так и вы, беседуя с ребенком, даете ему пищу для размышлений.
В период «открытого мышления» - от 3х до 5 лет - малыш размышляет вслух, говорит сам с собой, давая родителям бесценную возможность следить за развитием его ума.
После 5 лет «открытое мышление» исчезает и ребенок начинает «думать про себя».
В дошкольном возрасте игра важнее обучения. Без игры, особенно сюжетно-ролевой, ему не войти в жизнь естественно. Ребенок, не игравший в детстве со сверстниками, может стать большим ученым, но в повседневной жизни строить отношения с людьми ему будет мучительно трудно.
Игра - это школа жизни. И очень опасно пренебрегать игрой в пользу раннего обучения музыке, чтению, математике, компьютеру.
При этом происходит слишком ранняя и усиленная стимуляция левого полушария в ущерб правому - образному, творческому. А с 4 до 6 лет должно преобладать именно образное мышление.
Ноты, цифры, схемы подавляют образное мышление, убивают живую десткую игру, заодно гасится и эмоциональность.
До пяти с половиной лет ребенок накапливает опыт эмоциональных отношений, он должен научиться ориентироваться в реальной жизни, природе, людях, а не в числах и схемах.
Числа и схемы он постигнет довольно быстро в положенное время, а тратить на это несколько драгоценных лет, отпущенных на развитие мышления, на игру, в которой ребенок обучится строить отношения, очень недальновидно.
Ребенок, у которого развито воображение, никогда не будет скучать. Простая палка у него будет ружьем, лошадкой, подзорной трубой, из мокрой глины он построит дом, кораблик, щепочка у него станет самолетом.
А мы думаем, что очень сильно его разовьем, если подсунем ему игрушку, в точности изображающую то, что он может вообразить.
На самом деле мы лишаем его жизнь образности, творчества.
Никто не станет оспаривать необходимость прививания трудолюбия в воспитании ребенка. Родители никогда не делают за ребенка то, что он может сделать сам.
А особенный упор делается на завершении начатого. Лучше не начинать, если нет возможности завершить.
Очень важно привить ребенку серьезное отношение к делу.
На даче он может посеять морковку, ухаживать за ней и в конце концов она вырастет и он сможет ее даже съесть. Теперь у него будет опыт: чтобы что-то выросло, надо потрудиться.
Ум и трудолюбие идут рядом. Лодырь умным не бывает. Из трудолюбия и терпения проистекают наблюдательность и сосредоточенность.
Мужчина и женщина умны по-разному, поэтому сына должен воспитывать отец.
Матери свойственна тенденция: объясняя что-то даже подростку, думать за него. Отец более объективен, он учит мыслить более широко, он более логичен, учится самостоятельности, зря не хвалит. Мать с ее интуицией, способностью сопереживать, воспитывает в ребенке нравственные и эстетические начала.
В одной семье у одного отца и одной и той же матери могут быть совершенно разные дети. То, что к одному пришло в четыре года, к другому пришло в пять. У каждого свой срок постижения и свой путь к живому, истинному уму.
РЕКОМЕНДУЮ КНИГИ УНИВЕРСИТЕТА ЖИЗНИ "КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ" И "КАК БЛАГОПОЛУЧНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА".