Любой разговор обязательно начинаем с приветствия: «Здравствуйте» или «Добрый день». К более пространным приветствиям лучше не прибегать, так как время разговора весьма ограничено и оплачивается вами.
После этого делаете небольшую паузу для того, чтобы Ваш собеседник мог ответить на приветствие, и после ответа сразу же представляетесь. Даже в дружеских разговорах желательно называть имя и фамилию, а не ограничиваться лишь именем -
Ваших тезок среди знакомых собеседника может оказаться больше, чем Вы думаете.
Бывает, что Вы не сразу попадаете на нужного Вам человека, тогда необходимо представиться и попросить пригласить его к телефону. Именно "попросить" и именно "пригласить".
Попросить потому, что человек делает для Вас небольшое одолжение, и слов вежливости здесь экономить не стоит. А пригласить потому, что это самая удачная форма просьбы.
Итак, либо "Пригласите, пожалуйста, Алексея Валентиновича", но не "Позовите...". Позвать можно только ребенка, подростка.
Достаточно часто, несмотря на то, что Вы уже представились в начале разговора, можно услышать вопрос "А кто это?".
Форма, действительно, не совсем вежливая, но не стоит тратить свои нервы, проще еще раз представиться и поздороваться.
После этого у Вас есть полное право задать вопрос: "Простите, а с кем я говорю?". И, возможно, Вам придется поздороваться и представиться еще раз, если поиски Вашего адресата увенчаются успехом.
Чтобы облегчить завязывание разговора, принята следующая фраза: "Петров слушает".
Если вызываемого человека нет, ответьте, где он, и предложите свою помощь.
Вы знаете, как раздражает вопрос: "А кто это?" не задавайте его. Существует куда более вежливая форма: "Могу ли я передать ему, кто звонил?". На такой вопрос вряд ли можно получить отрицательный ответ.
Оптимальная форма ответа на звонок, когда Вы находитесь дома, это "Алло". И если по какой-то причине член Вашей семьи не может подойти к телефону, то уточните, куда, кому, по какому телефону он может позвонить.
Из бестактных вопросов можно вспомнить еще один - при неправильном соединении абонентов: "А какой Ваш номер телефона?".
Если задали его Вам, то не сердитесь, назовите номер, этим Вы не раскроете государственную тайну. А чтобы не задавать его самому, спросите: "Простите, Ваш номер телефона такой-то?
Иногда в домашних условиях складывается достаточно затруднительная ситуация: Вы разговариваете по телефону и слышите звонок в дверь; кроме Вас открыть некому.
В таком случае извинитесь и предупредите собеседника, что перезвоните через несколько минут, и ни в коем случае не забудьте об этом!
Настоятельно не рекомендуется беспокоить других дома по служебным вопросам, тем более в вечернее время.
Обычно самое позднее время для звонка в дом знакомых - десять часов вечера, а если там есть дети - то и девять.
Исключение: особое приглашение Ваших знакомых звонить им в любое время.
Если такого приглашения Вы не получили, а обстоятельства не терпят отлагательства, то обязательно начните разговор с извинения за слишком поздний (или слишком ранний) звонок.
И, конечно же, право закончить разговор всегда принадлежит женщине. В разговоре мужчин первым точку должен поставить его инициатор.
Если же по какой-то причине разговор прерывает не он, а его собеседник, тот, в свою очередь, должен обязательно извиниться, назвать причину и договориться о точном времени продолжения разговора.
Еще два слова "о телефонных играх". Позвонив даже своим друзьям, сразу же представьтесь, просьба "угадать, кто звонит", почти всегда звучит очень глупо.
Не перегибайте палку в телефонных розыгрышах. У разных людей чувство юмора развито по-разному, и случается, что безобидная шутка перерастает в ссору.
Сначала подумайте, потом говорите! Если Вы на работе, обращаясь к кому-то по телефону, здоровайтесь и называйте не только сое имя и фамилию, но и название фирмы, где служите, и свою должность.
Есть мнение, что отказать человеку в телефонном разговоре значит глубоко оскорбить его. Это не всегда так. Главное, как это сделать.
Ну, а если Вы находитесь на работе, и Вам звонят по личному вопросу, то можете смело переносить нежелательный для Вас разговор на вечернее время - это вполне по правилам этикета.
АНЕКДОТ
Глубокой ночью звонит телефон.
Жена берет трубку.
- Дорогая, это я. Иду домой. Я не очень задержался?
- Нет, любимый.
- А можно, я приведу пять-шесть приятелей?
- Да, любимый.
- Мы посидим, выпьем...
- Конечно, любимый.
Мужчина вдруг замолкает, а потом говорит:
- Извините, я, наверное, ошибся номером!