Имя московской органистки Екатерины Мельниковой не на слуху, хотя Екатерина Мельникова несколько раз в год дает концерты на таких крупных площадках, как Московский Дом Музыки или Концертный зал им. Чайковского.
Неудивительно: орган — инструмент специфический, кроме сокровенного страха, церковного наказания или занудной скуки, клонящей в сон, никаких других ассоциаций не вызывает.
Ну, еще свадебная церемония, пожалуй, да похороны, но в любом случае, интересного мало.
А если представить, что на сцену выходит не суровая дама в длинном платье, готовая погрузить зал в нудные переливы фуг Баха и хоралов Франка, а стройная девушка в дизайнерских нарядах, да еще окруженная юными моделями-красавицами, к которым присоединяются кибер-гитарист, ударники, музыканты ходят босиком по лепесткам роз, — а все это действо происходит в «святая святых» академической музыки, Концертном зале им. П.И. Чайковского?
— Мне всегда хотелось освободиться от каких-то рамок, условностей, которые окружают органного исполнителя чуть ли не с первых дней обучения. Репертуар должен быть серьезный, «настоящий», и никакой иной, все остальное — «на потребу публике».
Внешний вид также соответствующий «королю инструментов».
Воздухом свободы по-настоящему повеяло в Лондоне, куда Екатерину Мельникову пригласили учиться в аспирантуру Королевской Академии музыки.
Англия — страна с традициями освобождения органа от церковных оков. Именно там, два века назад, орган перемещался в концертные залах таун-холлов и органисты устраивали настоящие представления для публики, исполняя современные тому времени популярные произведения, чаще всего аранжированные от больших оркестров до человека-оркестра.
Придумала Екатерина Мельникова свой собственный жанр – органный перформанс, нечто среднее между арт-постановкой и ярким шоу.
Зрители благодарны: отдохнуть и повеселиться на органном концерте забавно само по себе.
— Я никогда не ставила перед собой задачи вывести орган в модный тренд, — рассказывает Екатерина Мельникова.
— Но мне самой становится скучно, когда я слышу как этот инструмент, который по сути является синтезатором и возможности которого, практически, не ограничены, скованным в рамки церковной музыки и серьезной классики.
— А как же «его величество орган», не оскорблено?
— А чем? Тем, что возможности органа, скрывавшиеся от слушателей, веками, теперь представлены широкой аудитории? Если, кто и оскорблен, то, пожалуй, слишком консервативные любители классической органной музыки, но я стараюсь делать так, чтобы и из программы, и из названия, и из афиши было понятно: не приходите на мои концерты, если вам не нравятся новые формы.
Прогрессивно мыслящих исполнителей в органной среде единицы, все больше преклонения перед инструментом, поставленным кем-то и когда-то на пьедестал королевско-церковного отшельника.
Рискнуть бросить вызов всему сообществу и годами лелеянному элитарному образу – удел совершенных «хулиганов», к которым Екатерина Мельникова по-праву относится.
— Орган я выбрала потому, что с ним я почувствовала себя не просто «человеком-оркестром», а музыкантом, у которого ничем не ограничены возможности. Играть то, что играют все остальные органисты мне неинтересно.
Выходить на сцену в строгих одеждах, слушать, как ведущий зачитывает мои лауреатские регалии — тем более.
Мне интересно творить и создавать новые музыкальные пространства, которые дают органу возможность быть инструментом будущего, а не покоиться в архаической пыли ушедших веков.